Рабочая программа воспитания

Выписка из основной общеобразовательной программы –
образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 96 «Снежинка» г. Калуги
2.8 Рабочая программа воспитания
В содержательный раздел Образовательной программы ДОО входит рабочая программа воспитания ДОО, которая раскрывает задачи и
направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
2.8.1. Целевой раздел Рабочей программы воспитания.
Цели воспитания
Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого
ребѐнка с учѐтом его индивидуальности и создание условий для
позитивной социализации детей на основе традиционных
ценностей российского общества, что предполагает:
1)
формирование первоначальных представлений о
традиционных ценностях российского народа, социально
приемлемых нормах и правилах поведения;
2)
формирование ценностного отношения к окружающему
миру (природному и социокультурному), другим людям, самому
себе;
3)
становление первичного опыта деятельности и поведения в
соответствии с традиционными ценностями, принятыми в
обществе нормами и правилами.

Задачи воспитания
1)
содействовать развитию личности, основанному на принятых в
обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2)
способствовать становлению нравственности, основанной на
духовных отечественных традициях, внутренней установке личности
поступать согласно своей совести;
3)
создавать условия для развития и реализации личностного
потенциала ребѐнка, его готовности к творческому самовыражению и
саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребѐнка
посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей
среды, создания воспитывающих общностей.

Задачи рабочей программы воспитания, связанные с базовыми ценностями воспитательными задачами, реализуемыми в рамках
образовательных областей.
Направления
воспитания и базовые
ценности

Цель

Задачи

Задачи образовательных областей

Образовательные
области

Патриотическое
воспитание
В основе лежат
ценности «Родина» и
«Природа»

Духовно-нравственное
воспитание.
В основе лежат
ценности «Жизнь»,
«Добро»,
«Милосердие»

Формированию у ребѐнка
личностной позиции
наследника традиций и
культуры, защитника
Отечества и творца
(созидателя),
ответственного за
будущее своей страны.

Формирование
способности к духовному
развитию, нравственному
самосовершенствованию,
индивидуальноответственному
поведению.

Формирование «патриотизма
наследника», испытывающего чувство
гордости за наследие своих предков
(предполагает приобщение детей к
истории, культуре и традициям нашего
народа: отношение к труду, семье, стране
и вере); «патриотизма защитника»,
стремящегося сохранить это наследие
(предполагает развитие у детей
готовности преодолевать трудности ради
своей семьи, малой родины);
«патриотизма созидателя и творца»,
устремленного в будущее, уверенного в
благополучии и процветании своей
Родины (предполагает конкретные
каждодневные дела, направленные,
например, на поддержание чистоты и
порядка, опрятности и аккуратности, а в
дальнейшем - на развитие всего своего
населенного пункта, района, края,
Отчизны в целом).
Развитие ценностно- смысловой сферы
дошкольников на основе творческого
взаимодействия в детско- взрослой
общности, содержанием которого
является освоение социокультурного
опыта в его культурно-историческом и
личностном аспектах.

Воспитывать у него нравственных
качеств, интереса, чувства любви и
уважения к своей стране — России,
своему краю, малой родине, своему
народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм),
ответственности, ощущения
принадлежности к своему народу.

Социальнокоммуникативное
развитие.

Приобщать к отечественным
традициями праздникам, к истории и
достижениям родной страны, к
культурному наследию народов России.
Воспитывать уважительное отношение к
государственным символам страны
(флагу, гербу, гимну)

Познавательное
развитие

Приобщать к традициям и великому
культурному наследию российского
народа

Художественноэстетическое
развитие

Воспитывать любовь к своей семье,
своему населенному пункту, родному
краю, своей стране.
Воспитывать уважительное отношение к
ровесникам, родителям (законным
представителям), соседям и другим
людям не зависимо от их этнической
принадлежности.
Воспитывать социальные чувства и
навыки: способность к сопереживанию,
общительность, дружелюбие.

Социальнокоммуникативное
развитие.

Воспитывать отношение к родному
языку, как ценности, развивать умение
чувствовать красоту языка, стремление

Речевое развитие.

говорить красиво.

Социальное
воспитания.
В основе лежат
ценности «Человек»,
«Семья», «Дружба»,
«Сотрудничество»

Формирование
ценностного отношения
детей к семье, другому
человеку, развитие
дружелюбия, умения
находить общий язык с
другими людьми.

Способствовать развитию нравственных
качеств и идеалов. Формировать навыки
культурного поведения.
Воспитывать уважение к другим людям, к
законам человеческого общества.
Способствовать накоплению у детей
опыта социально-ответственного
поведения.

Содействовать становлению ценностной
картины мира, основанной на
представлениях о добре и зле,
прекрасном и безобразном, правдивом и
лживом.

Социальнокоммуникативное
развитие

Воспитывать уважение к людям
представителям разных народов России
независимо от их этнической
принадлежности.
Способствовать овладению детьми
формами речевого этикета, отражать
принятые в обществе правила и нормы
культурного поведения.
Создавать условия для выявления и
реализации творческого потенциала
каждого ребенка с учетом его
индивидуальности.
Поддерживать детей к творческой
самореализации и сотрудничеству с
другими людьми.

Познавательное
развитие.

Воспитывать активность,
самостоятельность, уверенность в свих
силах. Развивать нравственные и
волевые качества

Физическое
развитие

Речевое развитие

Художественно –
эстетическое
развитие

Познавательное
воспитание.
В основе лежит
«Познание»

Ценности познания

Воспитание у ребѐнка стремления к
истине, становление целостной картины
мира, в которой интегрировано
ценностное, эмоционально окрашенное
отношение к миру, людям, природе,
деятельности человека.

Физическое
воспитание
В основе лежат
«Здоровье» и «Жизнь»

Формирование
ценностного отношения
детей к здоровому образу
жизни, овладение
элементарными
гигиеническими
навыками и правилами
безопасности.

Способствовать становления осознанного
отношения к жизни как основоположной
ценности и здоровью как совокупности
физического, духовного и социального
благополучия человека.

Трудовое воспитание.
В основе лежит
«Труд»

Формирование
ценностного отношения
детей к труду,
трудолюбию и
приобщение ребѐнка к
труду.

Эстетическое
воспитание.

Становлению у ребѐнка
ценностного отношения к

Воспитание направлено на
формирование и поддержку привычки к
трудовому усилию, к доступному
напряжению физических, умственных и
нравственных сил для решения трудовой
задачи; стремление приносить пользу
людям.
Воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в

Воспитывать отношение к знанию, как
ценности, понимание значения
образования для человека, общества
страны.
Воспитывать уважительное, бережное и
ответственное отношение к природе
родного края, страны.
Способствовать приобретению первого
опыты по сохранению живой природы.

Познавательное
развитие

Формировать целостную картину мира
на основе интеграции интеллектуального
и эмоционально-образного способов его
освоения детьми.
Развивать навыки здорового образа
жизни.
Формировать у детей
возростосообразных представлений о
жизни, здоровье, физической культуре.
Способствовать становлению
эмоционально-ценностного отношения к
здоровому образу жизни, интереса к
физическим упражнениям, подвижным
играм, закаливанию организма, к
овладению гигиеническим нормам и
правилам.

Художественноэстетическое
развитие

Воспитание направлено на
формирование и поддержку привычки к
трудовому усилию, к доступному
напряжению физических, умственных и
нравственных сил для решения трудовой
задачи; стремление приносить пользу
людям.
Воспитывать эстетические чувства к
различным объектам окружающего

Социальнокоммуникативное
развитие

Физическое
развитие

Художественно –
эстетические

В основе лежат
«Культура» и
«Красота»

красоте.

искусстве, в отношениях, развитие у детей
желания и умения творить.

мира, произведениям разных видов,
развитие
жанров и стилей искусства (в
соответствии с возрастными
особенностями)
Приобщать к традициям и великому
культурному наследию российского
народа, шедеврам мировой
художественной культуры, с целью
раскрытия ценностей «Красота»,
«Природа», «Культура».
Способствовать становлению
эстетического, эмоционально
ценностного отношению к
окружающему миру для гармонии
внешнего мира и внутреннего мира
ребенка.
Формировать целостную картину мира
на основе интеграции интеллектуального
и эмоционально .

2.8.1.1. Целевые ориентиры Рабочей программы воспитания
Направление
воспитания
Патриотическое

Ценности
Родина, природа

Духовно- нравственное Жизнь,
милосердие, добро

Целевые ориентиры в раннем возрасте
Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий сочувствие, доброту.

Социальное

Человек, семья,
дружба,

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.

сотрудничество

Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям
в общении.

Познавательное

Познание

Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и
деятельности.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления здоровья физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и
другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и
командной победе, нравственные и волевые качества.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать
старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое).

Эстетическое

Культура и красота

Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно- оформительской,
музыкальной, словесно- речевой, театрализованной и другое).

Направления
воспитания
Патриотическое

Ценности
Родина, природа

Духовно- нравственное Жизнь,
милосердие,

Социальное

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий
чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные
ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.

добро

Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно
различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к
помощи взрослого в ситуациях морального выбора.

Человек, семья,

Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий
различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

дружба,
сотрудничество

Познавательное

Целевые ориентиры на этапе завершения программы

Познание

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе
творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье,' жизнь

Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья - занятия
физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и
безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного
здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о
некоторых видах спорта и активного отдыха.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.

Эстетическое

Культура и красота Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.

2.8.2 Содержательный раздел Программы воспитания
2.8.2.1. Уклад образовательной организации
Основная характеристика
уклада ДОО
Цель и смысл деятельности
ДОО, ее миссия

Содержание

Создать современные условия для образования детей дошкольного возраста.
Миссия ее определена с учетом интересов ее воспитанников и их родителей, сотрудников и социальных
партнеров.
Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование обеспечивающие равные
стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основа их
успешного обучения в школе.
Принципы жизни и воспитания в
 Принцип полного проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация)
ДОО
детского развития.



Образ ДОО, особенности,
символика, внешний имидж

Отношения к воспитанникам, их
родителям (законным
представителям), сотрудникам и
партнерам ДОО
Ключевые правила ДОО

Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становиться субъектом дошкольного образования.
 Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
 Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
ДОО уделяет большое внимание формированию положительного благоприятного имиджа учреждения.
Прежде всего, создание атмосферы внутри учреждения – отношение сотрудников к своей работе,
родителям воспитанников, личная заинтересованность в принадлежности к единому сплочѐнному
коллективу.
Внешний имидж учреждения также важен. ДОО имеет свою символику в виде Снежинки, которая
отражается на сайте учреждения, на стендах в коридорах. В учреждении организуются ежегодно дни
открытых дверей в рамках пиар-мероприятий.
Внутреннее убранство учреждения направлено на создание уюта помещений.



Сотрудничество с семьей.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
 Педагог выходит на встречу родителям и детям и приветствует первым.
 Улыбка-обязательная часть приветствия.
 Педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки.
 Педагог не обвиняет родителей и не возлагает ответственность за поведение ребенка.
 Тон общения ровный дружелюбный, исключается повышение голоса.
 Уважительное отношение к личности воспитанника.
 Умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему.
 Умение видеть и слышать воспитанника и сопереживать ему.
 Уравновешенность и самообладание в общении с детьми.
 Умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку, в тоже время не торопиться в
выводах об обстановке и поведении ребенка.
 Умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой в тон в общении с ребенком.

 Умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам.
 Знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
 Соответствие внешнего вида статусу воспитателю детского сада.
Ключевые правила ДОО:
 Регулярная зарядка в группе.
 Прием воспитанников пришедших впервые осуществляется на основании медицинского
заключения.
 Родители (законные представители) обязаны приводить ребенка в ДОО здоровым и
информировать воспитателя о каких-либо изменениях, произошедших его состояния дома.
 Ежедневный утренний прием (утренний фильтр) проводится воспитателем или мед. Работником,
которые должны опрашивать родителей о состоянии здоровья детей, а также проводить
бесконтактную термометрию. Заболевшие дети и дети с подозрением на вирусное заболевание в
ДОО не должны приниматься
 После перенесенного заболевания детей принимают только при наличии справки с указанием
диагноза, длительности и об отсутствии контакта с инфекционными больными.
Категорически запрещается приносить в ДОО:
 Острые, режущие, стеклянные предметы, а также мелкие предметы.
 Продукты питания для угощения детей.
 Какие-либо лекарства, витамины, самостоятельно принимать ребенку лекарственное средства.
Если у ребенка есть аллергия и другие особенности здоровья, то родители должны поставить в
известность воспитателя и предоставить соответствующее мед. заключение.
Правила для семьи:
 Родители (законные представители) воспитанников должны знать о том, что своевременный
приход в ДОО, необходимое условие качественной и правильной организации воспитательно –
образовательной деятельности.
 Родители (законные представители) должны лично передать ребенка воспитателю и забирать
лично.
 Нельзя забирать ребенка из группы не поставив в известность воспитателя группы, а также
поручать это подросткам до 18 лет, лицам в нетрезвом состоянии и наркотическом опьянении.
 Родители (законные представители) обязаны забрать ребенка до 19.00, в случаи неожиданной
задержки родители должны известить об этом воспитателя.
 Если родитель не может лично забрать ребенка из ДОО, то он должен заранее оповестить об

этом администрацию ДОО, кто будет забирать ребенка из числа лиц, на которых предоставлено
заявление
Правила по организации режима дня и образовательной деятельности воспитанников:
 Основу режима ДОО составляет установленный распорядок занятий, прогулок, приемов пищи,
гигиенических и оздоровительных процедур, сна и бодрствования и самостоятельной
деятельности воспитанников.
 Режимы ДОО скорректированы с учетом работы с контингентом воспитанников и их
индивидуальных особенностей, климата и времени года в соответствии с действующим
СанПиНом.
 Режим обязателен для всех участников образовательной деятельности. При организации режима
пребывания воспитанников в ДОО, не допускается использовать занятия в качестве
преобладающей формы организации обучения.
 В течении дня предусмотрено сбалансированное чередование специально организованных
занятий, не регламентированной деятельности, сводного времени и отдыха детей. Не допускать
напряженности, поторапливания детей во время обеда, пробуждения, выполнения ими какихлибо заданий.
Правила воспитанников ДОО:
ДОО реализует право воспитанников на образование гарантированное государством.
Воспитанники посещающие ДОО имеют права на:
 Уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического, психологического
насилия и оскорбления личности.
 Охрану жизни и здоровья воспитанников.
 Свободное выражение взглядов и убеждений.
 Предоставление условий для равностороннего развития с учѐтом возрастных и индивидуальных
особенностей.
 Своевременного прохождения комплексного психолого-медико-педагогического в целях
выявления и ранней диагностики в развитии и состояний декомпенсации особенностей в
физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении.
 В получении психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в ДОО в
соответствии с образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными
особенностями, состояние соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
 Перевод для получения дошкольного образования в форме семейного образования.
 Развития творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах,

выставках, физкультурных и спортивных мероприятиях.
 Поощрение за успехи в образовательной, творческой, спортивной деятельности.
 Бесплатным пользование необходимыми учебными пособиями, средствами обучения и
воспитания, предусмотренной реализуемой в ДОО основной образовательной программой.
 Пользование имеющимися в ДОО объектами культуры и спорта, лечебно-оздоровительной
инфраструктурой в установленном порядке.
 Получение дополнительных образовательных услуг.
Дисциплина в ДОО поддерживается на основе уважения человеческого достоинства всех участников
образовательных отношений.
Поощрение воспитанников в ДОО за успехи в образовательной, спортивной, творческой деятельности
проводится по итогам конкурсов, соревнований и других мероприятий, в виде вручения грамот,
дипломов.
Защита несовершеннолетних воспитанников ДОО:
Спорные и конфликтные ситуации нужно решать только в отсутствии воспитанников.
В целях защиты прав воспитанников их родителей (законных представителей) самостоятельно или
через своих представителей вправе:
 Направлять в органы управления в ДОО обращение о нарушении или ущемлении прав и свобод
и социальных гарантий несовершеннолетних воспитанников.
 Использовать не запрещѐнные законодательством РФ иные способы защиты своих прав
законных интересов.
Меры социальной защиты.
В целях материальной поддержки воспитания и обучения, воспитанников посещающих ДОО,
предоставляется компенсация родительской платы всех воспитанников.
Несовершеннолетним воспитанникам, испытывающим трудности в освоении Программы, социальной
адаптации и развития, оказывается педагогическая, медицинская и психологическая помощь на
основании заявления или согласия в письменной форме их родителей.
Проведение комплексного психолого – педагогического обследования для своевременного выявления
особенностей в физическом и (или) психическом развитии отклонении в поведении детей
осуществляется психолого – педагогическим консилиумом с письменного разрешения родителей
(законных представителей)
Правила по сотрудничеству с родителями:
По вопросам, касающимся развития и воспитания ребенка родители (законные представители)
воспитанников могут обратиться за консультацией к педагогам и специалистам ДОО в специально

Традиции и ритуалы, особые
нормы этикета в ДОО

Особенности РППС,
отражающие ценности и образ
ДОО, социокультурный
контекст, внешняя социальная и
культурная среда ДОО

отведенное на это время.
Каждый родитель (законный представитель) имеет право:
 Быть избранным в родительский совет.
 Повышать педагогическую культуру
 Если возникли вопросы по организации образовательного процесса, пребывание ребенка в
группе, следует обсудить с воспитателем группы, если вопрос не решен, необходимо обратиться
к заместителю заведующего по ВР, заведующему ДОО.
Ритуал-установленный порядок действий.
Традиция-то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих
поколений.
Личное приветствие каждого ребенка и родителя: воспитатель лично встречает каждого ребенка и
родителей. Здоровается с ними. Выражает радость по поводу того, что они пришли.
Цель: осознание ребенком собственной значимости, установление в группе благоприятного климата.
Утреннее приветствие всех детей группы: перед началом дня воспитатель собирает всех детей на
утренний круг и проводит ритуал приветствия, беседу, пальчиковую гимнастику.
Цель: установление в группе благоприятного микроклимата, развитие функции планирования.
Встречи с интересными людьми:
Цель: расширение контакта с взрослыми людьми, ознакомление с профессиями, развитие
коммуникационных навыков.
Поздравление именинников: в каждой группе принято поздравлять именинников, организуются
музыкальные поздравления и пожелания.
Цель: традиция носит воспитательный характер, учит находит хорошее в каждом человеке, подбирать и
дарить подарки, узнают правила этикета.
Отражение ценностей в РППС:
Родина: карты путешествий по России, патриотические уголки в группах, познавательные стенды о
калужской области и г. Калуге. Государственные символы РФ. Фото первых лиц государства и области.
Папки- передвижки: День России, День флага, художественная литература с региональным
компонентом. Народные костюмы, изделия народного промысла калужской области.

Семья: фотоколлажи «Семья», выставка работ «Семейное дерево». Творческие совместные поделки.
Уголок для родителей. Тематические экспозиции к тематическим праздникам о семье (День матери,
День отца). Афиша, куда пойти с ребенком в выходной.
Труд: уголки дежурства. Альбом профессии наших родителей.
Культура: визуализация правил поведения в ДОО. Народные костюмы, изделия народных промыслов.
Наборы картинок правила поведения в театре, библиотеке. Центры музыкальной и театральной
деятельности.
Познание: центр познавательно-исследовательской деятельности, центры: логики и математики.
Здоровье: уголки здоровья и правила поведения. Стенды плакаты о ЗОЖ. Уголки ППД. Тематические
уголки о спорте и ГТО. Уголок уединения.
Природа: макеты природных зон. Таблицы культурных и лекарственных растений. Приборы за
наблюдением за природными явлениями. Экспериментирование и другие виды познания неживой
природы. Коллекции камней и минералов, полезных ископаемых своего региона. Ветряные мельницы,
солнечные батареи. Приспособления для углублений знаний о временах года, природных явлениях,
изменениях в жизни животных и растений и о влиянии человека на природу.
2.8.2.2 Воспитывающая среда образовательной организации
Условия воспитывающей среды
Условия для формирования эмоционально-целостного
отношения ребенка к окружающему миру, другим
людям, себе

реализация педагогом условий воспитывающей среды
Педагог предоставляет детям возможность рассказать о себе, выразить
собственные потребности и желания, воспитывает самоуважение и уверенность в
себе, подчеркивает достижения ребенка. Знакомит детей с их правами.
Обогащает представления детей о расширении форм поведения и действий детей
в ситуации взросления (помощь взрослым дома и в группе, сочувствие и
поддержка детей с ОВЗ в ДОО; забота и поддержка младших).
Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами, их выражением в
мимике, пантомимике, действиях, интонации речи. Анализирует с детьми
причины и события, способствующие возникновению эмоций, рассматривает
примеры из жизненного опыта детей, произведений литературы и
изобразительного искусства, кинематографа и мультипликации. Учит детей
понимать свои и чужие эмоциональные состояния, разговаривать о них,

демонстрирует примеры эмоциональной поддержки и адекватные возрасту
способы регуляции эмоциональных состояний.

Условия для приобретения ребенком первичного
опыта деятельности и поступка в соответствии с
традиционными ценностями российского общества.

Обогащает представления о семье, семейных и родственных отношениях:
члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Способствует
пониманию того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор
по телефону, посещения, совместный отдых), как проявляются в семье забота,
любовь, уважение друг к другу. Рассматривает проявления семейных традиций и
отношения к пожилым членам семьи. Обогащает представления детей о заботе и
правилах оказания посильной помощи больному члену семьи.
Педагог воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России.
Расширяет представления о государственных символах России ‒ гербе, флаге,
гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме.
Обогащает представления детей о том, что Россия ‒ большая многонациональная
страна, воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре.
Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на
территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению
в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет
особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на
территории малой родины.
Обогащает представления детей о государственных праздниках: День России,
День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации,
День Государственного герба Российской Федерации, День защитника
Отечества, День Победы, Международный женский день, Праздник Весны и
Труда, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с содержанием
праздника, с традициями празднования, памятными местами в городе,
посвященными празднику. Знакомит детей с яркими биографическими фактами,
поступками героев Отечества, вызывает позитивный эмоциональный отклик и
чувство гордости.
Педагог обогащает представления детей о малой родине: поддерживает
любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так
устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов
инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и памятников

Условия для становления самостоятельности,
инициативности и творческого взаимодействия в
разных детско– взрослых, детско- детских обществах,
включая разновозрастное детское общество

города, развивает умения откликаться на проявления красоты в различных
архитектурных объектах. Поддерживает проявления у детей первичной
социальной активности: желание принять участие в значимых событиях,
переживание эмоций, связанных с этими событиями.
Педагог поддерживает стремление ребенка быть членом детского коллектива:
иметь ближайшее окружение и предпочтения в общении; стремиться к деловому
сотрудничеству; учит в совместной деятельности ориентироваться на свои
возможности и сверстника. Способствует овладению детьми умений совместной
деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и
материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу,
проявлять заинтересовать в достижении результата, выражать свое отношение к
результату и
взаимоотношениям.
Поддерживает
предотвращение
и
самостоятельное преодоление конфликтных ситуаций, уступки друг другу,
уточнения причин несогласия. Обогащает опыт освоения детьми групповых
форм совместной деятельности со сверстниками.
Педагог в совместной деятельности с детьми поощряет обсуждение и
установление правил взаимодействия в группе, способствует пониманию детьми
последствий несоблюдения принятых правил.
Расширяет представления о правилах поведения в общественных местах; об
обязанностях в группе. Обогащает словарь детей вежливыми словами (доброе
утро, добрый вечер, хорошего дня, будьте здоровы, пожалуйста, извините,
спасибо).
Развивает позитивное отношение к ДОО: поддерживает желание детей
соблюдать порядок и чистоту в группе, преобразовывать пространство в
зависимости от предстоящих событий (праздники, мероприятия), воспитывает
бережное отношение к пространству и оборудованию ДОО. Включает детей в
подготовку мероприятий для родителей, пожилых людей, младших детей в ДОО.
Поддерживает чувство гордости детей, удовлетворение от проведенных
мероприятий.

2.8.2.3 Общности образовательной организации: педагог – дети, родители (законные представители) – дети,
педагог – родители (законные представители)
Направление
Ценности и цели
профессионального сообщества,
профессиональнородительского сообщества и
детско-взрослой общности

Содержание
1. Профессиональные сообщества: ДШИ № 4, СОШ № 26, Центр одарѐнных детей (ЦОД),
подростковый клуб «Исток», ДЮСШ «Анненки», филиал детской библиотеки № 14.
2. Профессионально - родительского сообщества: ассоциации профессионального сообщества и
родительских организаций по развитию ранней помощи; Центр родительской культуры;
Семейный клуб родительского опыта; Городской родительское собрание. Родительские
сообщества, объединение и ассоциации могут иметь разную представительность по географии,
разные организационно-правовые формы, разные формы объединения: по способам
объединения, коммуникаций, характеру объединения.
Общероссийская Российская организация национальная родительская ассоциация социальной
поддержки семьи и защиты семейных ценностей (https://nra-russia.ru/ob-associacii )
Всероссийская общественная организация содействие развитию профессиональной сферы
дошкольного образования «Воспитатели России» (https://vospitateli.org )
Родительское движение. Калужская область. (https://vk.com/rdko1 )
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов
семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и
воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача - объединение усилий по
воспитанию ребенка в семье и в ДОО.
Детско - взрослой общности: детско - взрослая общность - объединение детей и взрослых,
педагогов, родителей, представителей в не образовательных сфер, проявляющие схожие потребности и
интересы в совместной деятельности и общении на основании единства, реализуемых в жизни
ценности культурных и социальных образов жизни. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к
полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в
общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в
общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность
строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае

она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Совместная проектная деятельность, коллективная творческая деятельность (КТД), семейный
фестиваль «Квантѐнок» в игровом центре «Игратория» - основные формы детско-взрослой общности.
Особенности организации всех
общностей и их роль в процессе
воспитания детей
Особенности обеспечения
разновозрастного
взаимодействия детей

В решении задач образовательной программы ДОУ и рабочей программы воспитания ДОУ
значительную роль играют профессиональные сообщества, с которыми заключены договора.
ДШИ № 4, подростковый клуб «Исток» Центр одарѐнных детей –
ДЮСШ «Анненки» Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду
должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими
детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового,
рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.
Отношения с младшими - это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания,
а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает
большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
В ДОО разновозрастное взаимодействие осуществляется в рамках проекта «Игратория» - среда,
позволяющая расширять пространство, углублять знания и представления детей, полученные в ходе
игровой деятельности. Разновозрастное взаимодействие осуществляется в различных видах
деятельности на базе «Игратории»:
 Проектная деятельность
 Познавательная деятельность
 Трудовая деятельность
 Продуктивная деятельность
 Художественно – эстетическая деятельность
2.8.2.4. Формы совместной деятельности в образовательной организации

Взаимодействие с родителями осуществляется по разным направлениям и в разнообразных формах.
Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать режимные моменты, образовательную деятельность, общесадиковые
мероприятия, для получения представления о ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ.
Общесадиковые родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения важных вопросов воспитания детей.
Участие родителей в общесадиковых мероприятиях: праздниках, экологических акциях, творческих мастерских, проектах, физкультурноспортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях, пешеходных прогулках. Подготовка и участие в конкурсах на уровне
муниципалитета, ДОУ, подготовка проектов по оформлению помещений ДОУ к праздникам, оформлению территории ДОУ к летнеоздоровительному сезону и зимним играм.
Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности общесадиковых и групповых.
Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. Привлечение
членов семей обучающихся к организации и проведению коллективных творческих дел группы. Организация внутри группы семейных
праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и ДОУ.
1.8.2.5 События образовательной организации и совместная деятельность в образовательных ситуациях,
социальное партнѐрство
Событие предполагает взаимодействие ребѐнка и взрослого. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и
спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент. В ДОО событийными считаются общие дела, совместно реализуемые проекты,
коллективные творческие дела, праздники другое. В представленном ниже календарно-тематическом планировании представлены события
образовательной организации и совместная деятельность в образовательных ситуациях, социальное партнѐрство.
Совместная
События образовательной организации
деятельность в
образовательных
ситуациях
Тема сезона
Тема месяца
Тема недели
Социальное партнерство
Праздники
Осень
Мир человека

Сентябрь

1.Давайте
познакомимся

1 сентября –День
знаний

События

Мероприяти
я

виды организации
совместной
деятельности
беседы, игровые
ситуации

(Мой детский сад,
Мой детский сад.
место в котором я
Место, в котором я
живу мой родной
живу
край самый красивый,
достопримечательнос
ти родного края
города района села
природа края история
края)

2.Здравствуйте, я
пришѐл

3 сентября День
окончания
Второй
мировой
войны
8 сентябряМеждународн
ый день
распростране
ния
грамотности

3.Мой маленький
мир

4.Безопасность
дома и в ДОУ

27 сентября
- День
дошкольног
о работника

Тема месяца

Тема недели

Праздники

События

Октябрь

1.Природа моего
края

5 октября - День
Учителя

1 октября Междунаро
дный день
пожилых
людей
4 октября День
защиты
животных

Мой родной край
самый
красивый

беседы, игровые
ситуации

беседы, вопросы,
выставки детских
поделок, выставки
любимых книг и др.
воспитывающая
ситуация, беседы,
тренинги, чтение
художественной
литературы с
последующим
обсуждением,
просмотр роликов и
др.

Мероприяти
я
Международный день
музыки. Вечер
музыки и поэзии
«Осень золотая» в
стенах ДОУ
Цель: объединения
детей и взрослых в
контексте искусства
экскурсии,
рассматривание,

2.Люди, события,
подвиги

16 октября День отца в
России

3.Труд взрослых
моего края

Ноябрь

Октябрь Недели
здоровья

4.Чувства и
переживания

Осенние семейные
праздники

1.Малая родина

4 Ноября - День
Народного
единства

Достопримечательн
ости родного края,
города, история
края, города, труд
2.Труд взрослых
взрослых.
моего края

3 Ноября День
рождения
С.Я.
Маршака

рассказ, беседа,
вопросы, чтение худ.
литературы,
виртуальные
экскурсии и др.
Выставка в
детском саду,
организованн
ая ДШИ № 4

3.Культура и
природа моего края

Зима
Мир моей малой

Тема недели

беседы, чтение
художественной
литературы,
заучивание стихотвор.
беседы, встречи с
родителями, чтение
худ. литературы,
продуктивная
деятельность и др.
рассматривание
картин, этюдыинсценировки,

беседы, чтение,
рассказ,
рассматривание
иллюстраций и др.

4.Традиции и
обычаи

27 ноября - День
Матери

Тема месяца

Праздники

30 ноября День
государстве
нного герба
РФ
События

беседы, продуктивная
деятельность, чтение
литературы с
последующим
обсуждением и др.
Мероприяти
я

родины
(Моя семья, мои
самые близкие
родные любимые
люди, мать дитя,
образ отца, братья и
сѐстры бабушки и
дедушки, моя
родословная,
профессия в моей
семье, праздники
семьи домашние
правила и альбом.
Родительский дом)

1.Моя семья

3 декабря День
Неизвестно
го солдата.
5 декабря День
Волонтера в
РФ

Декабрь
Моя семья, мои
самые близкие и
родные, мать и
дитя, образ отца.
2.Мои самые
близкие и родные
люди

12 декабря - День
конституции РФ

беседы, заучивание
стих, чтение,
инсценировки, пение
песен и др.
Театральная
мастерская
«Фольклорный театр
дома».
Цель: показать
воспитательные
возможности
домашнего театра
семьям
дошкольников,
предложить
практически на
отработать методы и
способы
взаимодействия с
ребѐнком

9 декабря День героев
Отечества

3.Мать и дитя

4.Образ отца
Тема месяца

Тема недели

Январь

1.Бабушки и
дедушки

Братья и сестры,
бабушки и

31 декабря Новый год
Праздники

События

Мероприяти
я
Январь - В
гости коляда
пришла.
Весѐлая
Масленица

культурно-досуговая
деятельность, рассказ,
чтение, беседа,
коллективный
проект,

дедушки, моя
родословная.

2.Братья и сестры

3.Моя родословная

Февраль
Профессии в семье,
праздники в семье,
домашние правила
и работа

27 января День снятия
блокады
Ленинграда

1.Профессии в
семье

Февраль День
здоровья

2.Празники в семье

8 февраля День
российской
науки
15 февраля День
памяти о
россиянах
исполнявши
х долг за
пределами
РФ

3.Домашние
правила и работа

4.Родительский
дом

Весна
Мир, труд и красота
людей
(Чем пахнут ремесла,
война и мир, родина)

Тема месяца
Март
Чем пахнут
ремесла

создание
образовательных
маршрутов выходного
дня для педагогов и
родителей и др.
продуктивная
деятельность

23 февраля - День
защитника
Отечества

Тема недели

Праздники

1.В булочной
пахнет тестом и
сдобой.

8 марта - День 8
марта

беседы, чтение,
рассматривание,
загадывание загадок,
проектная
деятельность и др.

21 февраля Международн
ый день
родного
языка
Развлечени Мероприяти
я
я
беседы, чтение,
игровые ситуации,

Тема месяца
Апрель
Война и мир

Кондитер пахнет
орехом мускатным
2.Мимо столярной
идешь мастерской.
Столяр пахнет
Скипидаром и
краской
3.Доктор в халате
пахнет лекарством,
а воспитатель
веселой игрою
4.Рыхлой землей,
полем и лугом
пахнет крестьянин
идущий за плугом
Тема недели

продуктивная
деятельность, КТД и
др.

18 марта - День
воссоединения
России с Крымом
Март Традиции
народов
России
27 мартаДень театра
Развлечения

События

1.Герой это …

1 апреля –
День смеха

2.Милосердие

12 апреля День
космонавти
ки

1.Патриот это…
Май
Родина

беседы, чтение,
рассматривание,
просмотр
видеороликов и др.

Украсим детский сад
и его площадки.
Акция

3.Сотрудничество
4.Справедливоть и
добро

Досуги

22 апреля – День
земли
1 мая Праздник
Весны и
Труда

2.Патриотизм
наследника

9 мая - День
Победы

3.Патриотизм
защитника

19 мая День
детских
общественн
ых
организаци
й России

4.Патриотизм
создателя и творца

24 мая День
Славянской
письменнос
ти и
культуры

День Победы
Цель: ознакомления
детей с событиями
социальной
направленности при
общении к традициям
государства
формирование
нравственных качеств,
благородного
гражданина отечества.

2.8.2.6 Организация предметно – пространственной среды
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Развивающая предметнопространственная среда ДОО удовлетворяет все эти потребности и обеспечивает: реализацию различных образовательных программ; учет
национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада соответствует ФГОС ДО и является содержательно-насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Компоненты ППРС воспитательной системы
Знаки и символы государства населѐнного пункта и ДОУ;

Представленность ППРС групп и ДОУ
Уголки патриотизма

Компоненты среды, отражающие региональные этнографические другие
особенности социокультурных условий в которых находятся ДО;
Компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность
безопасность;
Компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения игры и
совместные деятельности;
Компоненты среды, отражающие ценности семьи людей разных поколений
радость общения с семьей;

Компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность познавательного
развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие
красоту знаний, необходимость научного познания формирующий научную
картину мира;
Компоненты среды, обеспечивающие ребѐнку возможность посильного труда, а
также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
Компоненты среды, обеспечивающие ребѐнку возможность для укрепления
здоровья, раскрывающей смысл здорового образа жизни, физической культуры и
спорта;
Компоненты среды, предоставляющие ребенку возможность погружения в
культуру России, знакомство с особенностями традиций многонационального
российского народа.

Уголок краеведения
Экологическая лаборатория
Центры игры: сюжетно-ролевой, конструирование,
театральная студия
Музей самих воспитанников из поколения в поколение,
традиции, хобби моей семьи, мастера и мастерицы моей
семьи, практически лаборатория мамы и папы, (дедушки и
бабушки через увлечения взрослых к развитию творчества
дошкольников)
Центры: моделирование, конструирования, лаборатории
исследований, опытно – экспериментальная мастерская
Профессиональная мастерская родителей, видео
наблюдение за трудом взрослых, уголки дежурства,
ролевые игры в профессии, сюжетно-ролевые игры
Центры двигательной активности, спортивные атрибуты
для игр
Сказки разных народов, куклы в национальных одеждах,
центры по ознакомлению с национальностями жителей
РФ, дидактические и семейные игры.

2.8.3 Организационный раздел Программы воспитания
2.8.3.1. Кадровое обеспечение
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными
работниками ДОО.
Педагогический состав – 22 человека. Из них:

- старший воспитатель – 1 чел.
- музыкальный руководитель – 1 чел.
- инструктор по физической культуре – 1 чел.
- воспитатели – 20 чел.
Технический персонал – 13 человек.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам,
установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный №18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. №448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1
июля 2011 г., регистрационный №21240).
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее
целями и задачами, а также актуальной социальной ситуацией развития детей.
Программа непрерывно сопровождается педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее
реализации в ДОО и в конкретной группе.
Педагогические работники, реализующие Программу, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условия
развития детей.
При работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО дополнительно предусмотрены должности
педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.
При организации инклюзивного образования при включении в группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации
Программы по возможности привлекаются дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для
работы с данными ограничениями здоровья детей.

2.8.3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Помимо федеральных документов, нормативно-методическим обеспечением реализации Программы воспитания являются:
– ООП-ОД ДО МБДОУ № 96
– рабочая программа воспитания МБДОУ № 96;
— должностные инструкции педагогов, отвечающих за воспитательный процесс;
— правила внутреннего распорядка обучающихся;
– договора с социальными партнѐрами.

2.8.3.3 Требования к условиям работы с особыми категориями детей
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОО не зависит от наличия (отсутствия) у ребѐнка особых образовательных
потребностей.
Пункт ФГОП ДО 29.4.3 раскрывает основные подходы к работе с особыми категориями детей.
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=189


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».